ФАС России принял разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства.

Федеральным законом РФ 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 5 января 2016 года разъяснениям Президиума ФАС был придан официальный статус.
В феврале 2016 года после обсуждения с экспертным сообществом ряда вопросов, затрагивающих важнейшие аспекты коммерческой деятельности бизнеса рабочей группой, созданной в ФАС России были подготовлены следующие разъяснения:

  • Разъяснение № 1 «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара» (утв.  протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2)

  • Разъяснение № 2 ««Вертикальные» соглашения, в том числе дилерские соглашения» (утв.  протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3)

  • Разъяснение № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв.  протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3)

  • Разъяснение № 4 «Соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3)

  • Разъяснение № 5 «Оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 24.02.2016 №4)
Использование указанных выше документов поможет бизнесу снизить предпринимательские риски, определить допустимость коммерческих практик, а также уменьшить количество судебных ошибок.
Как отмечается в ФАС России планируется постоянная разъяснительная работа по применению антимонопольного законодательства, и утвержденные уже документы нельзя считать исчерпывающими.

Руководитель департамента антимонопольной и контрактной практики Марина Максимова отмечает особый интерес для крупного и среднего бизнеса в использовании последнего Разъяснения Президиума ФАС России № 4 – «Оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке», утвержденного 24 февраля 2016 года.

Так, в Разъяснении определены случаи и критерии оценки допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке.
Осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, связано с высокими антимонопольными рисками, в связи с тем, что наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта позволяет ему оказывать существенное влияние на условия обращения товаров и на состояние конкурентной среды на товарном рынке. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о необходимости обеспечения добросовестности действий данных лиц. Эта задача решается путем установления запретов на совершение действий, выходящих за пределы допустимого поведения.

В разъяснениях особое внимание удалено формулированию принципов разумности (разумного подхода) и пропорциональности, используемых в мировой практике. Также подробно описаны случаи и условия признания запрещенных антимонопольным законодательством действий допустимыми.
Особо отмечено, что допустимым является поведение, соответствующее правилам недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Реализация правил недискриминационного доступа существенно упростила доступ потребителей к естественно-монопольным товарам и услугам, сокращая число антимонопольных нарушений в этих сферах. Кроме того, со вступлением с 2016 года «четвертого антимонопольного пакета».

Правительство РФ в случае выявления факта злоупотребления доминирующим положением, установленного вступившим в законную силу решением антимонопольного органа вправе утверждать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение с долей на рынке более 70 процентов и не являющимся субъектом естественной монополии.
Немаловажным для ведения бизнеса, отмечается в Разъяснениях, является еще один документ –Правила торговой практики. Правила торговой практики представляют собой документ, определяющий основные принципы реализации товара доминирующим на товарном рынке хозяйствующим субъектом.

Принятие данного документа и следование ему позволит также говорить о признании действий хозяйствующего субъекта в качестве допустимых способов ведения бизнеса. Утверждение правил торговой практики способствует открытости доминирующей компании для контрагентов и служит превентивным элементом возможных злоупотреблений, в том числе в форме создания дискриминационных условий для потребителей.

Основным плюсом внедрения этого механизма служит минимизация антимонопольных рисков, связанных с неблагоприятными последствиями юридической ответственности, поскольку имущественные санкции за антимонопольные правонарушения существенно влияют на экономическое положение хозяйствующего субъекта.

Правила торговой практики и надлежащая их реализация могут являться частью механизма предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, касающегося как внутренних процедур деятельности хозяйствующего субъекта, так и его внешнего взаимодействия.
Следует обратить внимание, что принятие хозяйствующими субъектами торговых практик и направление подобных торговых практик в ФАС России носит добровольный характер (по самостоятельной инициативе хозяйствующего субъекта). При этом, в Разъяснениях также отмечается, что ряд торговых практик были приняты хозяйствующими субъектами по предписаниям ФАС России в рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

В разъяснениях также отмечается, что важен не только сам факт принятия правил торговой практики, но и их содержание, в том числе наличие прозрачных недискриминационных критериев отбора контрагентов и условий сотрудничества с ними, наличие правил в доступе для неограниченного круга лиц, а также исполнение доминирующим хозяйствующим субъектом данных правил. Прозрачность взаимодействия с контрагентами свидетельствует о добропорядочности и открытости хозяйствующего субъекта, и, как следствие, снижает антимонопольные риски, которые выражаются в возможности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В данных Разъяснениях подробно изложены рекомендации при разработке и внедрении правил торговой практики.

Подробнее…

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ:
Марина Максимова